Календарь Событий

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг  
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Почему Россию волнует прокладка канала через Балтийскую косу

Почему Россию волнует прокладка канала через Балтийскую косу

Заместитель главы министерства морского хозяйства Польши Гжегож Витковский, выступая в сюжете, который появился в главном выпуске новостей на «Тэ-Фау-Эн» (TVN24), обвинил региональный совет Поморского воеводства в том, что он действует в интересах Кремля. Речь идет о негативном заключении по поводу проекта строительства канала через Балтийскую косу, который продвигает правительство партии «Право и Справедливость».

Подозрения, что кто-то действует в интересах России, — это в польской политике самое серьезное обвинение, поэтому глава Поморского воеводства Мечислав Струк (Mieczysław Struk) потребовал извинений, а когда министерство не ответило, заявил, что передаст дело в суд. Ни Витковский, ни его ведомство не уточнили, что подразумевалось под словами «вести игру с Кремлем», между тем играть, судя по всему, не с кем: Москва не проявляет особенного интереса к теме канала на Балтийской косе.

Свободное судоходство в Калининградском заливе

Напомним: проложить канал через Балтийскую косу Варшава решила для того, чтобы не зависеть от России, передвигаясь по Калининградскому заливу. Сейчас единственный путь в порт Эльблонга проходит через Балтийский пролив, который находится под контролем Москвы. Примерно половина Балтийской косы — это российская территория, имеющая особый статус. В Балтийске, который расположен на мысе у пролива, базируется Балтийский флот. Это стратегический и невероятно важный для Москвы с военной точки зрения район с «регламентированным посещением для иностранных граждан».

Однако российские власти относятся к теме канала довольно спокойно. В Калининградской области не хотят давать комментарии иностранным СМИ, поскольку двусторонние отношения — это сфера компетенции федеральных властей.

Еще в марте 2017 года, после того, как польский Сейм принял закон о строительстве канала через Балтийскую косу, Антон Алиханов, занимавший пост исполняющего обязанности губернатора области, а сейчас ставший ее главой, объявил о создании рабочей группы при правительстве региона, которая займется изучением экологических аспектов польского проекта. В состав этой группы должны были войти ученые, общественники и члены проэкологических организаций, а также ведомств, отвечающих за водное и морское хозяйство. «Понятное дело, что мы не пойдем все Польшу учить, может быть, если мы найдем какие-то основания для этого, попросим МИД это сделать за нас», — говорил Алиханов, которого цитировал портал «Новый Калининград».

Канал как военный и геостратегический проект

Примерно через месяц, в апреле 2017 года, Алиханов заявил, что за намерением перекопать Балтийскую косу и создать таким образом судоходный канал, позволяющий попасть в Эльблонг, стоят не экономические, а политические (или даже военные) соображения. Выступая в эфире радиостанции «Спутник», Алиханов отметил: «На наш взгляд, экономики в этом проекте крайне мало, потому что есть другие порты совсем рядом с Эльблонгом — Гдыня, Гданьск. Экономической подоплеки мы здесь практически не видим. На наш взгляд — это исключительно политическая инициатива, а может быть, даже имеющая какой-то двойной, военный, геостратегический подтекст».

В такой трактовке польских намерений нет ничего удивительного: об аспектах, связанных с оборонной сферой, в феврале 2017 года говорил, в частности, заместитель главы министерства морского хозяйства и внутреннего судоходства Павел Бжезицкий (Paweł Brzezicki). Позже о том, что идея прокладки канала родилась в польском оборонном ведомстве, в интервью изданию «Дзенник Газета правна» (Dziennik Gazeta Prawna) рассказывал генерал Ружаньский (Mirosław Różański), который в 2015 — 2016 годах занимал пост руководителя Генерального командования вооруженных сил Польши.

В тот момент казалось, что Москва будет использовать тему канала через Балтийскую косу, рассказывая об опасностях, которые угрожают России в связи с расширением НАТО и наращиванием его военного присутствия у российских границ. Россиян было бы легко убедить, что Польша собирается построить рядом с портом Балтийского флота свой собственный военный порт и вести агрессивные действия в отношении Калининградской области. Однако в высказываниях российских официальных лиц этот мотив больше не появлялся.

О том, что с военной точки зрения канал будет совершенно бесполезен, неоднократно говорили между тем польские военные и эксперты. «В военном плане канал не имеет смысла, — указывал в беседе с „Газета выборча» (Gazeta Wyborcza) сотрудник портала „Дифенс.24″ (Defence24) Миксимилиан Дура (Maksymilian Dura). — Если начнется военный конфликт то туда, грубо говоря, дострелит любая пушка из Калининградской области. Это стационарный объект, так что россиянам будет очень легко его уничтожить. Проект перекопки косы — это попытка показать, что мы что-то можем сделать. Огромные средства, которые планируется в него вложить, можно было бы использовать гораздо более разумно».

На карте появится польско-российский остров

Уже после того, как прозвучало высказывание о военном подтексте польского проекта, Антон Алиханов посетил российскую часть Балтийской косы. По итогам визита было объявлено, что этот район получит статус особо охраняемой природной территории. В течение года проходили также встречи рабочей группы, о создании которой говорил губернатор. В нее входит, в частности, руководитель калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов. По его мнению, проекты, которые касаются территорий, имеющих отношение к двум государствам, следует обсуждать совместно. «Сам проект, возможно, совершено безвреден, однако, его следовало бы обсудить с экспертами из соседней страны, чтобы не нарушить интересов соседа. В данном случае никаких консультаций не было», — говорил Иванов. Среди основных угроз, связанных со строительством канала, Иванов называет изменение коэффициента солености воды, говоря, что это может оказать влияние на экосистему косы и других территорий, прилегающих к Калининградскому заливу. «Следует учитывать, что в результате коса фактически превратится в польско-российский остров, а в связи с этим помимо очевидных экологических последствий появятся вопросы из области международного права», — подчеркивает также Олег Иванов.

Мы рассчитываем, что польские власти будут выполнять международные обязательства

Доклад, который подготовила рабочая группа при губернаторе Калининградской области, был передан в российское министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. Министр Сергей Донской составил на его основе в сентябре 2017 года письмо главе польского министерства охраны окружающей среды Яну Шишко (Jan Szyszko). В этом тексте, фрагменты которого опубликованы на сайте российского ведомства, в частности, говорится: «Мы рассчитываем, что польские власти продемонстрируют ответственный подход к сохранению уникальной окружающей среды и биоразнообразия этого района Калининградского залива, обеспечат со своей стороны безусловное выполнение международных обязательств, а также представят предусмотренную международными природоохранными конвенциями информацию по проекту всем странам Балтийского региона до принятия окончательного решения о строительстве».

Мы постарались выяснить в министерстве окружающей среды, отреагировала ли польская сторона каким-то образом на российское письмо. Ответа мы пока не получили. Губернатор Калининградской области уже раньше упрекал Польшу в том, что она ни на региональном, ни на федеральном уровне не реагирует на запросы, касающиеся проекта канала.

Россия может использовать тему канала в своей риторике

В российских заявлениях на тему Балтийской косы стали чаще звучать не военные, а экологические аргументы. Несмотря на обещания Антонова, российское дипломатическое ведомство не заняло позиции в отношении польского проекта, свое мнение о нем высказало только министерство природных ресурсов. Новые сообщения на эту тему появляются лишь в местной калининградской прессе. В России решили, что это локальная экологическая проблема, поскольку перекопка Балтийской косы не позволит Польше увеличить свой военный потенциал и не создаст новых угроз для Калининградской области.

Российская часть косы долго оставалась заброшенным регионом. Территорией, на которой проживает примерно 600 человек, местные власти заинтересовались только в 2017 году и объявили, что создадут там природный заказник. Такой шаг наверняка поможет России подчеркивать экологические аспекты, связанные с польской инвестицией. Не исключено, что в подходящий момент российские власти будут использовать эту тему в своей риторике, демонстрируя агрессивную политику Польши, Запада и НАТО. Сейчас, судя по всему, Россия не видит в этом необходимости.

newsland.com

Вам также может понравиться...

К сожалению-Комментарии закрыты

Прогноз погоды

Погода
-11°
слегка облачно
влажность: 85%
ветер: 3Миз ЮЗ
Ш -11 • Д -11
-10°
Пт
-10°
Сб
-13°
Вс
-12°
Пн

Video NEWS